Кто не хочет читать ONLINE, можете скачать доступные части книги:

Скачать часть1 (1.1 Мб) - Ознакомление с программой 3ds MAX

Скачать часть2 (1.4 Мб) - Объекты произвольной формы

Скачать часть3 (2.2 Мб) (не завершена) - Текстурирование

Глава 7. Основы анатомии скелета

Для того, чтобы создать корректный скелет для анимации, надо иметь представление о реальном скелете того существа, которое мы собираемся моделировать. Именно строение реального скелета определяет подвижность частей тела. Кроме того, ось позвоночника анимационного скелета должна совпадать с осью позвоночника реального скелета, опорные точки остальных костей должны совпадать с точками поворота реальных костей. Однако, вовсе не стоит прорабатывать каждую существующую кость вплоть до мельчайших подробностей. Анимационный скелет в 3d-графике должен быть по своей сложности устроен примерно так, как шарнирный скелет для кукольной анимации.

Поскольку дальше речь пойдёт о том, как моделировать те или иные части тела, для начала надо определиться с названиями этих самых частей. Если вы откроете книгу по анатомии, то для скелета сможете все эти названия найти, но всё же, на всякий случай, давайте определимся.

Рис. 7.1. Название частей тела, используемых в анимационном скелете.


На рис. 7.1. показаны те части тела, движение которых задаётся при помощи анимационного скелета, и даны названия, которых мы будем придерживаться в дальнейшем. Даже если мы не будем моделировать человека, тем не менее, большинство живых существ имеет сходные по своим названиям и характеристикам части тела, которые в 3d-анимации обычно называют так же, как и у человека. Хотя в реальной жизни мы называем конечности животных лапами, а у лошади и передние и задние, но всё равно ноги, в анатомии и 3d-анимации удобнее использовать одни и те же названия для сходных отделов скелета.

В таблице 7.1. можно посмотреть, как выглядят скелеты других живых существ.

Таблица 7.1. Примеры скелетов некоторых существ

Рыба (окунь)

Можно считать, что в плавниках нет суставов, однако, надо учесть, что плавники могут складываться и распускаться, спинной и анальный плавники так же складываются, прижимаясь к телу.

Земноводное (лягушка)

Земноводные не имеют грудной клетки, а рёбра плохо выражены.

Рептилия (ящерица)

Подобным образом устроен скелет у всех современных рептилий (кроме черепах и змей), в том числе у крокодила. Рёбра рептилий в районе груди более длинные, но не замыкаются в передней части.

Водная рептилия (ихтиозавр)

Древняя рептилия, перешедшая к водному образу жизни, скелет во многом схож с рыбьим, но всё-таки видны отличия: позвоночник расположен ближе к верху спины, плавники не имеющие костей не деформируются, плавники, имеющие кости не могут складываться, зато могут гнуться. Водные рептилии имеют в нижней части груди дополнительные рёбра, образующие чашу, поддерживающую органы.

Панцирная рептилия (черепаха)

Черепаха втягивает голову в панцырь за счёт того, что шея изгибается вовнутрь. Так же следует обратить внимание на строение ног, локти и колени выгнуты не так, как у многих животных. Черепахи делятся на прямошеих (как изображена на рисунке) и бокошеих, сгибающих шею в плоскоти, параллельной земле.

Птица (голубь)

Тело птицы вообще не гнётся в позвоночнике, зато хвост может двигаться, а шея обладает очень большой гибкостью. Так же следует обратить внимание на то, что ноги состоят из трёх сегментов, нижний сегмент - трансформированная стопа. Рёбра птицы в грудном отделе замыкаются на так называемый плоский киль, к которому крепятся очень мощные мышцы, опускающие крылья при полёте.

Млекопитающее (кролик)

Большинство млекопитающих (за исключением приматов) ходят опитаясь на пальцы, причём большие пальцы передних и задних конечностей вообще не касаются земли. Рёбра грудной клетки млекопитающих замкнуты на грудину (как у человека).

Водное млекопитающее (дельфин)

Так устроен скелет у всех китообразных.

Человек

Позвоночник человека имеет наибольшую гибкость в поясничном отделе, так же обладает некоторой гибкостью и в районе грудной клетки. Следует обратить внимание на бедренные кости, создаётся иллюзия, что их опорная точка находится почти на самых боках тела, но если присмотреться получше, выяснится, что это не так.



На будущее: существуют подключаемые модули (plug-ins), позволяющие легко и быстро создавать анимационные скелеты. В таких скелетах все части тела уже проименованы, поэтому чтобы вы могли разобраться, что к чему, посмотрите таблицу 7.2, в ней приводятся используемые названия частей тела на русском и английском языках. Мы в дальнейшем тоже будем придерживаться этих общепринятых названий.



Таблица 7.2. Общепринятые названия частей анимационного скелета
Часть тела Название на аглийском Распространённое название в анимационном скелете
Бедро (верхняя часть ноги) Haunch, Hip, Huckle, Thigh Thigh
Голень (нижняя часть ноги) Shank, Shin Calf - дословно переводится икра ноги, либо часть руки, включающая трицепс
Голова Head Head
Грудная клетка Ribcage, Chest Ribcage
Крыло Wing  
Ладонь Hand, Palm Hand, Palm
Лодыжка Ankle-Bone Ankle, Palm
Палец у животных Digit Обчно и у людей и у животных именуются одинаково: на руке все пальцы, включая большой - finger, на ноге - toe (каждая фаланга именуется палец#1#2) , где #1 - номер пальца, #2 - номер фаланги. Нумерация пальцев начинается с 0 (большой палец), идёт от большого пальца к мизинцу. Нумерация фаланг - от основания пальца к концу. Так же в отдельных случаях пальцы могут именоваться как digit.
Палец на ноге (человек) Toe
Палец (большой) на ноге (человек) Big Toe
Палец на руке (человек) Finger
Палец (большой) на руке (человек) thumb
Перо Fether  
Плечо (верхняя часть руки) Upper Arm, Humerus Upper Arm
Позвоночник spinal/vertebral column, spine, backbone Spine, нумерация позвонков идёт по направлению от таза к шее.
Предплечие Forearm Forearm
Стопа Foot Ankle (лодыжка)
Тазовые кости, таз Pelvis Pelvis
Хвост

Tail

Trail (павлиний)

Brush (лисий)

Scut (кроличий, олений)

Tail - нумерация от основания к концу
Хвостик (причёска) Ponytail Ponytail
Челюсть верхняя Upper Jaw Не используется
Челюсть нижняя Lower Jaw Может применяться в отдельных случаях.
Шея Neck Neck - нумерация позвонков от плечей к голове


<< Назад Оглавление   Вперёд >>
homepage: http://teapot3d.narod.ru
Используются технологии uCoz